среда, 8 апреля 2020 г.

Мультидоменный (мультирегиональный) сайт. Что важно предусмотреть

Если Вы задумались о мультидоменном или мультирегиональном сайте (что не всегда тождественно), эта статья 100% будет Вам полезна!
Очень часто люди без опыта в таких вопросах изначально видят далеко не все аспекты мультидоменности/мультирегиональности, которые надо предусмотреть на сайте, - если хотите не просто Сделать такие сайты, но и сделать это Успешно! И получить от этого хороший Эффект!

Часто слышу/вижу от заказчиков такие пожелания, мол "нам бы только разные title для разных городов (поддоменов)" (типо подставлять в титл разные названия городов). Но так ли это? Достаточно ли будет разных титлов?
Конечно, нет!

Вот я и решил разложить всё по полочкам. Тем более, что и опыт есть, и в seo кое-что понимаю.
Итак, ближе к делу!

Во-первых, стоит ещё раз обозначить, что мультидоменность и мультирегиональность не одно и тоже.
Мультидоменность может быть и без региональности. А мультирегиональность может быть без мультидоменности. Такие хитросплетения :)

Например, мультирегиональность (возможность работы сайта с расчётом на разные регионы) может быть, как минимум, в 3 вариантах:

1. Для разных регионов (городов) Не меняются ни Поддомены, ни Папки в URL. Меняется только выбранный город в модуле выбора, а также, возможно, цены товаров, доступность товаров. С точки зрения seo-оптимизации я бы совсем не назвал этот вариант хорошим.

2. Для разных регионов - разные Папки в URL.
К примеру, для региона "Москва" URL товара выглядит так:
https://gnevyshev.ru/moscow/catalog/product-1.html
А для региона "Челябинск" URL товара выглядит так:
https://gnevyshev.ru/chelyabinsk/catalog/product-1.html
Этот вариант чуть получше. Но если содержание страниц одного товара для разных регионов будет одинаковым или Очень похожим, такие страницы будут признаны поисковиками, как дубликаты. В индексе останется только одна из таких страниц.
Есть и другие нюансы. Пока не заостряюсь на этом, т.к. не считаю этот вариант лучшим и достойным большого внимания.

3. Для разных регионов - разные Поддомены.
К примеру, для региона "Москва" URL товара выглядит так:
https://moscow.gnevyshev.ru/catalog/product-1.html
А для региона "Челябинск" URL товара выглядит так:
https://chelyabinsk.gnevyshev.ru/catalog/product-1.html
Вот это самый лучший вариант! На мой взгляд, по крайней мере. С учётом нюансов, влияющих на дружбу с поисковиками :)

Вот этот 3-й вариант я и рекомендую использовать, когда речь идёт о том, чтобы Ваша представленность в Интернете была на разные регионы.
На нём и завершаю введение. Лишь один момент ещё добавлю.

Разные поддомены могут работать на разных сайтах. То есть на сервере есть разные Сайты. Разные Файлы и разные Базы данных для них. Каждый поддомен ведёт на определённый свой Сайт. Это хорошо, с точки зрения надёжности и неограниченных возможностей кастомизации сайтов для разных поддоменов. Но с точки зрения поддержки и развития сайтов - это Очень трудозатратно! К примеру, если Вы хотите работать на все регионы РФ (коих около 90), то внедряя новую функцию на сайте, её придётся повторить 90 раз, т.е. для каждой пары сайт-поддомен.
Есть другой вариант - когда один и тот же Сайт на сервере отдаёт разный Контент разным Поддоменам. Вот это уже поинтереснее! И это ещё одно понятие из серии "мульти" - мультисайтовость! :)
(если что, на этом я плотно специализируюсь в последнее время)

А теперь - ближе к делу, к теме из заголовка!

Что важно предусмотреть для мультирегионального сайта на поддоменах?

  1. Да, действительно - упоминание города в титлах!
    Конечно же - на каждой странице (или на большинстве страниц) сайта.
    Но это лишь один из множества пунктов! В то время, как некоторые думают, что это единственный нужный пункт.
  2. Название компании в title - по возможности.
  3. Упоминание города в description каждой страницы.
  4. Название компании в description каждой страницы.
  5. Упоминания города в keywords страниц (я указываю тут маленькими буквами, без заглавных).
    Сейчас некоторые подумают/скажут - чего? Это типо давно в прошлом :)
    Дело это личное, конечно. Но я думаю, что грамотное использование keywords актуально. Хоть и вес этого фактора, взятого по-отдельности (не в комплексе с другими) очень мал. Как и многих других факторов, рассматриваемых по-отдельности.
  6. Упоминание компании в keywords - также маленькими буквами.
  7. Автовыбор шаблона сайта при загрузке страниц. Отображение нужного шаблона в зависимости от поддомена. Это нужно не всегда, но иногда это может быть Очень полезно!
  8. Отдельное содержание robots.txt для каждого поддомена (host, sitemap).
  9. Отдельная карта сайта для каждого поддомена (sitemap.xml).
Продолжение списка готовится...

Настройка нового домена/поддомена на мультидоменном сайте. Чек-лист

В чек-листе буду упоминать поддомен, но подразумеваю такие же действия и для случая с настройкой нового домена.
  1. Создать поддомен
  2. Настроить расширение (плагин) и/или модификации, которые устанавливают нужные константы и уровни доступа (+группы покупателей) в зависимости от поддомена.
  3. Настроить работу по протоколу https
  4. Проверить настройку журналов доступа и ошибок для поддомена
  5. Подготовка sitemap для поддомена и крон задание для обновления этого sitemap
  6. Настройка htaccess:
    - редиректы http => https, www => без www
    - sitemap.xml => sitemap_for_this_region.xml
    - deny sitemap_for_this_region.xml для других хостов
    - rewrite для иконок (favicon.ico, apple-touch-icon и т.д.) (если нужны разные иконки)
    - проверить rewrite для динамического robots.txt
  7. Динамический robots.txt (подстановка host, sitemap)
  8. Автоудаление статичного robots.txt, если появится (например, при обновлении CMS)
  9. Проверить настройку логотипа и других модулей в шапке и футере
  10. Проверить настройку вывода для товаров в зависимости от хоста и групп покупателей:
    - показывать товар только на нужных хостах;
    - если товар на каком-то хосте показывать не надо - редирект на Каталог и вывод системного сообщения со ссылкой, где можно найти товар (условный noindex,  nofollow);
  11. Проверить настройку скрипта в cron'е, устанавливает группы покупателей для товаров, в зависимости от нужных условий.
  12. Проверить настройку категорий, чтобы пустым категориям (такие могут получиться из-за разрешений товаров) устанавливался meta noindex
  13. В модуле категорий товаров выводить только те категории, которые нужны для этого поддомена
  14. На странице Каталог выводить только те категории товаров, которые нужны для этого поддомена
  15. Связать поддомен с сайтом
  16. Установить нужную версию PHP для поддомена
  17. Настроить Счётчик в Метрике или Сегмент в общем счётчике
  18. Проверить установку шаблона сайта в зависимости от домена/поддомена
  19. Проверить метаданные og для всех типов страниц, в т.ч. og:image, в т.ч. для случаев, когда это не заполняется компонентом
  20. Отдельная настройка поиска на сайте для поддомена (подготовка данных для поиска) (отдельный поиск с ключом API)
  21. Проверить, чтобы поиск на сайте выдавал результаты только для данного домена
  22. Проверить, чтобы ссылки из результатов поиска (в т.ч. в подсказках) вели именно на нужный домен
  23. Добавить сайт в кабинеты вебмастера (Яндекс, Google, Bing, Mail.ru), с указанием sitemap
  24. В кабинете Яндекс Вебмастер указать региональность
Время от времени данный список обновляется, дорабатывается.

2 комментария:

  1. Это все верно описано, что вы предлагаете для такой реализации?

    ОтветитьУдалить
  2. Реализация (если речь идёт о Joomla) представляет собой совокупность разработанных мной расширений (плагинов) и по необходимости модификаций. Они основаны на моих ноу-хау, поэтому я не выкладываю это публично. В частном порядке можем обсуждать и реализовывать. От 15-20 тыс. рублей.

    ОтветитьУдалить