Если Вы задумались о мультидоменном или мультирегиональном сайте (что не
всегда тождественно), эта статья 100% будет Вам полезна!
Очень часто люди без опыта в таких вопросах изначально видят далеко не все аспекты мультидоменности/мультирегиональности, которые надо предусмотреть на сайте, - если хотите не просто Сделать такие сайты, но и сделать это Успешно! И получить от этого хороший Эффект!
Часто слышу/вижу от заказчиков такие пожелания, мол "нам бы только разные title для разных городов (поддоменов)" (типо подставлять в титл разные названия городов). Но так ли это? Достаточно ли будет разных титлов?
Конечно, нет!
Вот я и решил разложить всё по полочкам. Тем более, что и опыт есть, и в seo кое-что понимаю.
Итак, ближе к делу!
Во-первых, стоит ещё раз обозначить, что мультидоменность и мультирегиональность не одно и тоже.
Мультидоменность может быть и без региональности. А мультирегиональность может быть без мультидоменности. Такие хитросплетения :)
Например, мультирегиональность (возможность работы сайта с расчётом на разные регионы) может быть, как минимум, в 3 вариантах:
1. Для разных регионов (городов) Не меняются ни Поддомены, ни Папки в URL. Меняется только выбранный город в модуле выбора, а также, возможно, цены товаров, доступность товаров. С точки зрения seo-оптимизации я бы совсем не назвал этот вариант хорошим.
2. Для разных регионов - разные Папки в URL.
К примеру, для региона "Москва" URL товара выглядит так:
Есть и другие нюансы. Пока не заостряюсь на этом, т.к. не считаю этот вариант лучшим и достойным большого внимания.
3. Для разных регионов - разные Поддомены.
К примеру, для региона "Москва" URL товара выглядит так:
Вот этот 3-й вариант я и рекомендую использовать, когда речь идёт о том, чтобы Ваша представленность в Интернете была на разные регионы.
На нём и завершаю введение. Лишь один момент ещё добавлю.
Разные поддомены могут работать на разных сайтах. То есть на сервере есть разные Сайты. Разные Файлы и разные Базы данных для них. Каждый поддомен ведёт на определённый свой Сайт. Это хорошо, с точки зрения надёжности и неограниченных возможностей кастомизации сайтов для разных поддоменов. Но с точки зрения поддержки и развития сайтов - это Очень трудозатратно! К примеру, если Вы хотите работать на все регионы РФ (коих около 90), то внедряя новую функцию на сайте, её придётся повторить 90 раз, т.е. для каждой пары сайт-поддомен.
Есть другой вариант - когда один и тот же Сайт на сервере отдаёт разный Контент разным Поддоменам. Вот это уже поинтереснее! И это ещё одно понятие из серии "мульти" - мультисайтовость! :)
(если что, на этом я плотно специализируюсь в последнее время)
А теперь - ближе к делу, к теме из заголовка!
Очень часто люди без опыта в таких вопросах изначально видят далеко не все аспекты мультидоменности/мультирегиональности, которые надо предусмотреть на сайте, - если хотите не просто Сделать такие сайты, но и сделать это Успешно! И получить от этого хороший Эффект!
Часто слышу/вижу от заказчиков такие пожелания, мол "нам бы только разные title для разных городов (поддоменов)" (типо подставлять в титл разные названия городов). Но так ли это? Достаточно ли будет разных титлов?
Конечно, нет!
Вот я и решил разложить всё по полочкам. Тем более, что и опыт есть, и в seo кое-что понимаю.
Итак, ближе к делу!
Во-первых, стоит ещё раз обозначить, что мультидоменность и мультирегиональность не одно и тоже.
Мультидоменность может быть и без региональности. А мультирегиональность может быть без мультидоменности. Такие хитросплетения :)
Например, мультирегиональность (возможность работы сайта с расчётом на разные регионы) может быть, как минимум, в 3 вариантах:
1. Для разных регионов (городов) Не меняются ни Поддомены, ни Папки в URL. Меняется только выбранный город в модуле выбора, а также, возможно, цены товаров, доступность товаров. С точки зрения seo-оптимизации я бы совсем не назвал этот вариант хорошим.
2. Для разных регионов - разные Папки в URL.
К примеру, для региона "Москва" URL товара выглядит так:
https://gnevyshev.ru/moscow/catalog/product-1.html
А для региона "Челябинск" URL товара выглядит так:https://gnevyshev.ru/chelyabinsk/catalog/product-1.html
Этот вариант чуть получше. Но если содержание страниц одного товара для разных
регионов будет одинаковым или Очень похожим, такие страницы будут признаны
поисковиками, как дубликаты. В индексе останется только одна из таких
страниц.Есть и другие нюансы. Пока не заостряюсь на этом, т.к. не считаю этот вариант лучшим и достойным большого внимания.
3. Для разных регионов - разные Поддомены.
К примеру, для региона "Москва" URL товара выглядит так:
https://moscow.gnevyshev.ru/catalog/product-1.html
А для региона "Челябинск" URL товара выглядит так:https://chelyabinsk.gnevyshev.ru/catalog/product-1.html
Вот это самый лучший вариант! На мой взгляд, по крайней мере. С учётом
нюансов, влияющих на дружбу с поисковиками :)Вот этот 3-й вариант я и рекомендую использовать, когда речь идёт о том, чтобы Ваша представленность в Интернете была на разные регионы.
На нём и завершаю введение. Лишь один момент ещё добавлю.
Разные поддомены могут работать на разных сайтах. То есть на сервере есть разные Сайты. Разные Файлы и разные Базы данных для них. Каждый поддомен ведёт на определённый свой Сайт. Это хорошо, с точки зрения надёжности и неограниченных возможностей кастомизации сайтов для разных поддоменов. Но с точки зрения поддержки и развития сайтов - это Очень трудозатратно! К примеру, если Вы хотите работать на все регионы РФ (коих около 90), то внедряя новую функцию на сайте, её придётся повторить 90 раз, т.е. для каждой пары сайт-поддомен.
Есть другой вариант - когда один и тот же Сайт на сервере отдаёт разный Контент разным Поддоменам. Вот это уже поинтереснее! И это ещё одно понятие из серии "мульти" - мультисайтовость! :)
(если что, на этом я плотно специализируюсь в последнее время)
А теперь - ближе к делу, к теме из заголовка!
Что важно предусмотреть для мультирегионального сайта на поддоменах?
-
Да, действительно - упоминание города в титлах!
Конечно же - на каждой странице (или на большинстве страниц) сайта.
Но это лишь один из множества пунктов! В то время, как некоторые думают, что это единственный нужный пункт. - Название компании в title - по возможности.
- Упоминание города в description каждой страницы.
- Название компании в description каждой страницы.
-
Упоминания города в keywords страниц (я указываю тут маленькими буквами,
без заглавных).
Сейчас некоторые подумают/скажут - чего? Это типо давно в прошлом :)
Дело это личное, конечно. Но я думаю, что грамотное использование keywords актуально. Хоть и вес этого фактора, взятого по-отдельности (не в комплексе с другими) очень мал. Как и многих других факторов, рассматриваемых по-отдельности. - Упоминание компании в keywords - также маленькими буквами.
- Автовыбор шаблона сайта при загрузке страниц. Отображение нужного шаблона в зависимости от поддомена. Это нужно не всегда, но иногда это может быть Очень полезно!
- Отдельное содержание robots.txt для каждого поддомена (host, sitemap).
- Отдельная карта сайта для каждого поддомена (sitemap.xml).
Настройка нового домена/поддомена на мультидоменном сайте. Чек-лист
В чек-листе буду упоминать поддомен, но подразумеваю такие же
действия и для случая с настройкой нового домена.
- Создать поддомен
- Настроить расширение (плагин) и/или модификации, которые устанавливают нужные константы и уровни доступа (+группы покупателей) в зависимости от поддомена.
- Настроить работу по протоколу https
- Проверить настройку журналов доступа и ошибок для поддомена
- Подготовка sitemap для поддомена и крон задание для обновления этого sitemap
-
Настройка htaccess:
- редиректы http => https, www => без www
- sitemap.xml => sitemap_for_this_region.xml
- deny sitemap_for_this_region.xml для других хостов
- rewrite для иконок (favicon.ico, apple-touch-icon и т.д.) (если нужны разные иконки)
- проверить rewrite для динамического robots.txt
- Динамический robots.txt (подстановка host, sitemap)
- Автоудаление статичного robots.txt, если появится (например, при обновлении CMS)
- Проверить настройку логотипа и других модулей в шапке и футере
-
Проверить настройку вывода для товаров в зависимости от хоста и групп
покупателей:
- показывать товар только на нужных хостах;
- если товар на каком-то хосте показывать не надо - редирект на Каталог и вывод системного сообщения со ссылкой, где можно найти товар (условный noindex, nofollow); - Проверить настройку скрипта в cron'е, устанавливает группы покупателей для товаров, в зависимости от нужных условий.
- Проверить настройку категорий, чтобы пустым категориям (такие могут получиться из-за разрешений товаров) устанавливался meta noindex
- В модуле категорий товаров выводить только те категории, которые нужны для этого поддомена
- На странице Каталог выводить только те категории товаров, которые нужны для этого поддомена
- Связать поддомен с сайтом
- Установить нужную версию PHP для поддомена
- Настроить Счётчик в Метрике или Сегмент в общем счётчике
-
Проверить установку шаблона сайта в зависимости от домена/поддомена
- Проверить метаданные og для всех типов страниц, в т.ч. og:image, в т.ч. для случаев, когда это не заполняется компонентом
-
Отдельная настройка поиска на сайте для поддомена (подготовка данных для
поиска) (отдельный поиск с ключом API)
- Проверить, чтобы поиск на сайте выдавал результаты только для данного домена
- Проверить, чтобы ссылки из результатов поиска (в т.ч. в подсказках) вели именно на нужный домен
- Добавить сайт в кабинеты вебмастера (Яндекс, Google, Bing, Mail.ru), с указанием sitemap
- В кабинете Яндекс Вебмастер указать региональность
Это все верно описано, что вы предлагаете для такой реализации?
ОтветитьУдалитьРеализация (если речь идёт о Joomla) представляет собой совокупность разработанных мной расширений (плагинов) и по необходимости модификаций. Они основаны на моих ноу-хау, поэтому я не выкладываю это публично. В частном порядке можем обсуждать и реализовывать. От 15-20 тыс. рублей.
ОтветитьУдалить